Есембаева Гульназ
Толеутаевна, зам. директора по
воспитательной работе
Тема опыта «Возрастная педагогика в
работе с «трудными» учащимися»
(2010-2011
учебный год)
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Термин
"трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость
воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще
всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение
недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в
поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат – "трудные"
дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и
отклонениями в поведении.
Причины трудновоспитуемости
возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности
общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных
ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие
контроля за поведением детей, чрезмерная занятость родителей в сфере
общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов
ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.
Бытует и ложное мнение
родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, лицей, колледж;
в плохой успеваемости ученика виноват учитель, в аморальности подростка винят
улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания
нередко дополняются ошибками воздействия организации образования на личность учащегося:
авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной
педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и
воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет
внимание к личности учащегося, его жизненному миру, опыту, интересам,
личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.
Социальные факторы усиливают
недостатки семейного воспитания. Воспитания в учебном заведении. Сказываются
отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства,
недемократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и
делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и
лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает
уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в
жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.
Трудновоспитуемость можно классифицировать
как социально-педагогическое явление:
По типу запущенности:
Ø педагогически запущенные
(неуспевающие и недисциплинированные);
а) с пассивной жизненной позицией
(Я – безволие, равнодушие, недоверие) – 46%;
б) с неадекватной реакцией
(Я-эго – эгоисты, упрямцы) – 31%;
Ø в) с антиобщественным
поведением (Я-агр – жестокие, антагонистичные, аморальные) – 23%;
Ø социально запущенные
(дезорганизаторы – пассивные и активные);
Ø правонарушители
(бродяжничество, воровство, хулиганство);
Ø отклоняющиеся от нормы по
здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
Ø с нарушениями в сфере
общения;
Ø с повышенной
или пониженной эмоциональной реакцией;
Ø с
односторонним умственным развитием;
Ø
с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
Ø
неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
Ø неудовлетворенные своим
положением в семье;
Ø с преобладанием связей с
дезорганизаторами;
Ø с надломленной психикой;
Ø
с
избытком энергии, не нашедшей применения.
Задача колледжа в этих
условиях заключается в создании особого педагогического пространства
повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта
для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом
сложном мире. Судьба этих ребят сегодня зависит от интегрированных усилий
профессионалов: педагогв, психолдогоа, их тесного контакта с семьей и
сверстниками подростков.
Предупреждение и преодоление
трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного
подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в
социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей
с обществом и коллективом, привлечение "трудного" к социально ценной
деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и
способностей.
Возрастная педагогика в
работе с "трудными".
"Трудный" младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте
проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети
не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться
сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых
действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость,
несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе
выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически
запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность
усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с
учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и
выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно
готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое
плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую
ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к
неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг
другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости,
необходимо снять "синдром неудачника".
"Трудный" средний школьный возраст.
В подростковом возрасте
трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии,
но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых,
несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения:
грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к
учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям
школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление,
накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать
взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить
различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к
отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать
эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно
подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества
сверстников.
Подростковая лень – особый
объект внимания учителя, которая обесценивает многие положительные качества
личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность,
грубость. Необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться
на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в
учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение
невротических расстройств и патологических влечений – вот заботы учителя в
работе с подростковым "трудным" детством.
Для колледжа актуальным является "Трудный" старший
школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея,
тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений,
необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием
норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности
саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность
преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в
микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и
самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное
приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого –
высокая культура общения и педагогический такт преподавателя, долготерпение и
вера в силы подростка.
Реализация педагогм
личностного подхода.
Самым общим принципом
педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он
разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А.,
Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации
учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его
применения к трудным детям.
К
благополучным детям |
К трудным детям |
Видеть в каждом учащемся уникальную личность,
уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. |
§ Любить и уважать "трудных" сложнее, чем хороших детей, но
любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими
эмоциями; § говорить с "трудным" как со взрослым, не ломать
резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них
постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в
основу работы с "трудным" оптимистическую гипотезу,
верить в исправление "трудного": лучше ошибиться в доверии,
чем необоснованно осудить. |
Создавать такую обстановку ученья, общения, труда,
в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание
лично к нему. |
§ Предоставлять "трудному" возможность проявить себя с
положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением
положительных сторон; § организовать переубеждение
на его собственном опыте. |
§
Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков учащегося; §
понимать причины незнания и неправильного поведения и
устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка. |
§ Предъявляя требования нельзя
угрожать, вспоминать прошлые грехи, нельзя брать с "трудного" обещания, которые он не может
выполнить; § быть искренним, не
лицемерить с "трудным", не морализировать, не унижать
его. |
Создавать атмосферу "успеха", помогать ребятам
учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и
способностях. |
§ Вызывать, искать все
положительное в "трудном", опираться, делать ставку на
проявление; § не скупиться на поощрение
и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного. |
§
Учить учащегося видеть личность как в самом себе, так и в
каждом из окружающих; §
развивать сознание в причастности к своему коллективу и к
социальному целому. |
§ Всячески поддерживать
усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого
специальные педагогические ситуации; § вовлекать и включать "трудного" в жизнь коллектива,
противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям. |
Завоевывать уважение и доверие ребят1, для чего
относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой
личностью для своих воспитанников. |
§ Влиять на "трудного" прежде всего примером
собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям
детям; § беречь ребячьи тайны, не
предавать их; § требовать от себя больше,
чем от окружающих. |
Границы применения
личностного подхода к "трудным".
Несмотря на то, что в
положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости,
любви и уважения нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение,
сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности
воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.
Должны соблюдаться определенные
границы и ступени (степени) личностного подхода.
Для большого диапазона
личностных качеств между Я-положительным и Я-отрицательным эффективнее всего
оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции
абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в
личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.
В случае перехода к еще
более низкому уровню Я-концепции (Я-агр и Я-эго), начинающему быть вредным и
опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими
приемами, правомерно принуждение и наказание.
Эгоистический комплекс может
развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я
– самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.
Организация
педагогической помощи.
1. Создание благоприятных
условий для развития личности "трудного" ребенка.
2. Постоянное отслеживание
пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение
системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома "неудачника".
3. Забота об укреплении
положения ребят в коллективе группы, организация помощи "трудным" в
выполнении общественных поручений.
4. Формирование
положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности.
5. Анализ каждого этапа,
результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных
изменений. От авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.
6. Оказание педагогической
помощи родителям "трудного"
учащегося. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества,
контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация
медицинской помощи
1. Проведение
систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" учащихся
с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин
психофизиологического, неврогенного характера.
2. Оказание помощи
медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.
3. Предупреждение привычек к
курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных
последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение
"трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация
психологической помощи
1. Изучение психологического
своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания,
умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности,
профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических
проявлений.
2. Выявление проблем
семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями,
неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие,
негибкость родителей и т. д.
3. Психологическое
консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и
подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с
"трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные
поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность
в общении с другими.
5. Коррекция положительного
воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация
свободного времени "трудных" учащихся.
Свободное время – умение
разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Это
острая проблема "трудных" детей. Необходимо заполнить пустоту, помочь
ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и
навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов,
умения добиваться поставленной цели.
Примерный перечень мероприятий по работе колледжа с "трудными" учащимися.
Ø
Выявление
педагогически запущенных детей.
Ø
Изучение
причин социально-педагогической
запущенности подростка.
Ø
Ведение
картотеки.
Ø
Встречи
с работниками ИДН.
Ø
Правовое
просвещение "трудных" подростков.
Ø Разработка и применение
памяток поведения в семье и среди
сверстников.
Ø Совет по профилактике
правонарушений.
Ø Психологические консультации
для детей и родителей.
Ø Изучение положения подростка
в коллективе (социометрия).
Ø Индивидуальная работа с
"трудными".
Ø Вовлечение
"трудных" подростков в воспитательные МЕРОПРИТЯИЯ, кружки, секции.
Ø Военизированные игры для
подростков.
Ø Организация игр-упражнений и
игр-тренингов для "трудных" подростков.
АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В ГРУППЕ
ИНСТРУКЦИЯ
Для организации работы по
предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет
психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных
особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств
трудного. Поэтому первый этап диагностики трудного – это общее изучение
личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления
трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение
"комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в
котором необходима помощь специалиста-психолога.
Можно применить и
упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие,
существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе – анкета, дополняемая
наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или
уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем,
родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов,
разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры:
o
учеба
(вопросы 1 – 3),
o
дисциплина
(4 – 6),
o
общественно-трудовая
активность (7 – 9),
o
отношения
с классом (10 – 12),
o
асоциальные
проявления (13 – 15).
При проведении анкеты
недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного
в поведении учащегося .
Анкета №1.
1. Интересно ли тебе на уроках?
2. Стремишься ли ты узнать
новое по УЧЕБНЫМ предметам?
3. Пытаешься ли найти ответ,
если что-то непонятно?
4. Пытаешься ли не опаздывать
на уроки?
5. Стремишься ли вести себя
так, чтобы не получить замечания?
6. Переживаешь ли, если
приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7. Сам ли ты стираешь себе
рубашки?
8. Принимаешь ли участие в
трудовых делах группы?
9. Помогаешь ли дома по
хозяйству?
10.
Совершая
что-либо, задумываешься ли, как оценит это группа?
11.
Пытаешься
ли поддерживать группу, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным
интересом?
12.
Тревожит
ли тебя, какое о тебе мнение в группе?
13.
Употребляешь
ли иногда спиртные напитки?
14.
Куришь
ли ты?
15.
Приходилось
ли тебе убегать из дома?
Анкета №2.
1. Приходилось ли тебе
пропускать уроки без уважительной причины?
2. Занимаешься ли на уроке
посторонними делами?
3. Были ли случаи, когда
приходил на урок неподготовленным?
4. Приходилось ли в кабинете
завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5. Случалось ли быть участником
драки в школе?
6. Доводилось ли помогать
проводить классные или школьные мероприятия?
7. Бывали ли случаи, что ты
сбегал с классных мероприятий?
8. Пытался ли избегать
общественных поручений?
9. Пробовал ли остаться в
стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10.
Приходилось
ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11.
Случалось
ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12.
Участвовал
ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?
13.
Старался
ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14.
Можешь
ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе
вещь?
15.
Мучает
ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета №3
1. С полной ли отдачей ты
работаешь на уроке?
2. Выполняешь ли ты домашние
задания?
3. Связываешь ли получение
знания в колледже со своим будущим?
4. Вежлив ли со взрослыми вне
колледжа?
5. Вовремя ли возвращаешься вечером
с улицы домой?
6. Считаешься ли с мнением родителей?
7. Проявляешь ли инициативу в
проведении интересных дел в группе?
8. Выбирали ли тебя в актив группы?
9. Делаешь ли какое-либо
полезное дело для группы?
10.
Стремишься
ли иметь авторитет у ребят своей группы?
11.
Хочешь
ли иметь много друзей в своей группе?
12.
Стараешься
ли отстаивать честь своей группы?
13.
Приходилось
ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
14.
Бывал
ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15.
Встречаешься
ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет,
иногда.
Обработка
результатов
сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).
Подсчитывается
алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N > 6 учащийся по
данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют
уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру |
Уровень педагогической
запущенности |
Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 |
I
– Начальный уровень трудновоспитуемости |
30 > N > 15 |
3 > N > 0 |
II
— Дезорганизаторы |
15 > N > 0 |
N < 0 |
III
— Особо трудные |
N < 0 |
Характеристика уровней (по
итоговой сумме)
I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность
отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость
удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо
недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и
требовательность к себе.
II уровень: невосприятие педагогических воздействий;
эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии;
проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой;
завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.
III уровень: противодействие воспитательному процессу;
поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам,
к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в
умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное
самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Изучение
"трудных" учащихся
Изучение "трудных"
учащихся предполагает исследовательскую деятельность. Изучаются нравственные
ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются
ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются
причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы
перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.
Необходимые мероприятия для изучения "трудных":
1. Выявление "трудных" учащихся, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в группе".
3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам.
5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Карточка
учета "трудного" учащегося.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
2. Дата рождения
3. Группа
4. Место жительства
5. Сведения о семье:
Состав:
Мать (Ф. И. О., место
работы, должность)
Отец (Ф. И. О., место
работы, должность)
6. Материально-бытовые условия
7. Краткая характеристика
"трудного" учащегося.
1) Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в отдельных видах деятельности; редко; чаще
конфликтует, чем контактирует; постоянно конфликтует;
б) отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейтральные; отчужденные; враждебные;
в) реакция на педагогические требования: доброжелательная;
избирательная; нейтральная; враждебная;
г) податливость
педагогическим воздействиям: обычная; противоречивая; высокая
сопротивляемость.
2) Уровень социально -
ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми: широкий;
ограниченный; узкий;
б) характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней основе; на ограниченной личной
сфере; устойчивое проявление отрицательных поступков;
в) опыт участия в
различных видах деятельности: всесторонний;
специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий;
г) требовательность к себе при неудачах: растерянность при неудачах; низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника.
3) Я - концепция личности
(эмоциональный аспект):
а) положительная: нравлюсь;
способен; защищен;
б) отрицательная: не
нравлюсь; не способен; не защищен;
в) аномальная: эгоистическая;
агрессивная; ожесточенная.
4) Отношение к своим недостаткам
и негативным (отрицательным) свойствам:
а) требовательность: требовательность
к себе всегда; требователен в главном, снисходителен в мелочах; требователен под
влиянием требований коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует,
к другим требователен;
б) самокритичность: объективно оценивает достоинства и
недостатки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит
преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрослых и
сверстников; поверхностная, случайная; не признает своих недостатков, придирчив
и нетерпим к недостаткам других.
5) Уровень самоуправления
поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его
интересует: да; нет; не совсем;
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная, для
него, но важная для коллектива деятельность: да; нет; не совсем;
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении
качества работы: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле
старших.
Приемы индивидуального воздействия
1. Мобилизация внутренних сил
на выполнение задания:
¨ раскрыть его возможности,
умения;
¨ убедить в необходимости
предстоящей работы;
¨ раскрыть перспективы его усилий;
¨ определить содержание
конкретных видов труда.
2. Активизация волевой
установки:
¨ глубокая мотивировка целей;
¨ разработка правил
повседневного эффективного труда.
3. Одобрение первых успехов в
деятельности:
¨ некоторое завышение оценки
положительных результатов деятельности подростка;
¨ ситуация успеха.
4. Уважение самолюбия:
¨ подготовка специальных
заданий;
¨ отдельное опрашивание;
¨ сообщение классу только
положительных результатов его работы.
5. Подчеркивание неизбежности
выполнения задания:
¨ точное указание ученику, что
делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
¨ сочетание требовательности и
доверия.
6. Предупреждение ошибок путем
стимулирования самоконтроля:
¨ помочь подростку разобраться
в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка
здесь").
7. Стимулирование усилий на
немедленное выполнение задания:
¨ перестройка мотива;
¨ побуждение выполнить задание
тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала – побуждение к
выполнению принятого решения);
¨ конкретная помощь в
преодолении трудностей в учении, труде;
¨ привлечение внимания
школьника к общественному мнению коллектива и педагогов;
¨ ориентация на положительный
опыт;
¨ подчеркивание доверия к
подростку;
¨ побуждение к самоконтролю;
¨ положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища.