Есембаева Гульназ Толеутаевна, зам. директора по воспитательной работе

 

Тема опыта «Возрастная педагогика в работе с «трудными» учащимися»

(2010-2011 учебный год)

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... Поздно учли...

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

 

Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат – "трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.

Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.

Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, лицей, колледж; в плохой успеваемости ученика виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками воздействия организации образования на личность учащегося: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного воспитания. Воспитания в учебном заведении. Сказываются отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, недемократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Трудновоспитуемость можно классифицировать как социально-педагогическое явление:

По типу запущенности:

Ø  педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);

а) с пассивной жизненной позицией (Я – безволие, равнодушие, недоверие) – 46%;

б) с неадекватной реакцией (Я-эго – эгоисты, упрямцы) – 31%;

Ø  в) с антиобщественным поведением (Я-агр – жестокие, антагонистичные, аморальные) – 23%;

Ø  социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);

Ø  правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

Ø  отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

Ø  с нарушениями в сфере общения;

Ø  с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

Ø  с односторонним умственным развитием;

Ø  с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

Ø  неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

Ø  неудовлетворенные своим положением в семье;

Ø  с преобладанием связей с дезорганизаторами;

Ø  с надломленной психикой;

Ø  с избытком энергии, не нашедшей применения.

 

Задача колледжа в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих ребят сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: педагогв, психолдогоа, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение "трудного" к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей.

 

Возрастная педагогика в работе с "трудными".

"Трудный" младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

"Трудный" средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень – особый объект внимания учителя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость. Необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений – вот заботы учителя в работе с подростковым "трудным" детством.

Для колледжа актуальным является "Трудный" старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт преподавателя, долготерпение и вера в силы подростка.

 

Реализация педагогм личностного подхода.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.

 

К благополучным детям

К трудным детям

Видеть в каждом учащемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

§  Любить и уважать "трудных" сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

§  говорить с "трудным" как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с "трудным" оптимистическую гипотезу, верить в исправление "трудного": лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

§  Предоставлять "трудному" возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;

§  организовать переубеждение на его собственном опыте.

§   Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков учащегося;

§   понимать причины незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

§  Предъявляя требования нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, нельзя брать с "трудного" обещания, которые он не может выполнить;

§  быть искренним, не лицемерить с "трудным", не морализировать, не унижать его.

Создавать атмосферу "успеха", помогать ребятам учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

§  Вызывать, искать все положительное в "трудном", опираться, делать ставку на проявление;

§  не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

§   Учить учащегося видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;

§   развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

§  Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

§  вовлекать и включать "трудного" в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

Завоевывать уважение и доверие ребят1, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

§  Влиять на "трудного" прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям;

§  беречь ребячьи тайны, не предавать их;

§  требовать от себя больше, чем от окружающих.

 

Границы применения личностного подхода к "трудным".

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

Для большого диапазона личностных качеств между Я-положительным и Я-отрицательным эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.

В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Я-агр и Я-эго), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание.

Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я – самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.

 

Организация педагогической помощи.

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома "неудачника".

3. Забота об укреплении положения ребят в коллективе группы, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

5. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.

6. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" учащегося. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

 

Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" учащихся с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

 

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

 

Организация свободного времени "трудных" учащихся.

Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Это острая проблема "трудных" детей. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

Примерный перечень мероприятий по работе колледжа с "трудными" учащимися.

Ø  Выявление педагогически запущенных детей.

Ø  Изучение причин  социально-педагогической запущенности подростка.

Ø  Ведение картотеки.

Ø  Встречи с работниками ИДН.

Ø  Правовое просвещение "трудных" подростков.

Ø  Разработка и применение памяток поведения в семье и среди  сверстников.

Ø  Совет по профилактике правонарушений.

Ø  Психологические консультации для детей и родителей.

Ø  Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

Ø  Индивидуальная работа с "трудными".

Ø  Вовлечение "трудных" подростков в воспитательные МЕРОПРИТЯИЯ,  кружки, секции.

Ø  Военизированные игры для подростков.

Ø  Организация игр-упражнений и игр-тренингов для "трудных" подростков.

 

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В ГРУППЕ

ИНСТРУКЦИЯ

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного. Поэтому первый этап диагностики трудного – это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе – анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры:

o   учеба (вопросы 1 – 3),

o   дисциплина (4 – 6),

o   общественно-трудовая активность (7 – 9),

o   отношения с классом (10 – 12),

o   асоциальные проявления (13 – 15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении учащегося    .

 

Анкета №1.

1. Интересно ли тебе на уроках?

2. Стремишься ли ты узнать новое по УЧЕБНЫМ предметам?

3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?

4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?

5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?

6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?

7. Сам ли ты стираешь себе рубашки?

8. Принимаешь ли участие в трудовых делах группы?

9. Помогаешь ли дома по хозяйству?

10.        Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это группа?

11.        Пытаешься ли поддерживать группу, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?

12.        Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в группе?

13.        Употребляешь ли иногда спиртные напитки?

14.        Куришь ли ты?

15.        Приходилось ли тебе убегать из дома?

 

Анкета №2.

1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?

2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?

3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?

4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?

5. Случалось ли быть участником драки в школе?

6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?

7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?

8. Пытался ли избегать общественных поручений?

9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.

10.        Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?

11.        Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?

12.        Участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?

13.        Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?

14.        Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?

15.        Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

 

Анкета №3

1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?

2. Выполняешь ли ты домашние задания?

3. Связываешь ли получение знания в колледже со своим будущим?

4. Вежлив ли со взрослыми вне колледжа?

5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?

6. Считаешься ли с мнением родителей?

7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в группе?

8. Выбирали ли тебя в актив группы?

9. Делаешь ли какое-либо полезное дело для группы?

10.        Стремишься ли иметь авторитет у ребят своей группы?

11.        Хочешь ли иметь много друзей в своей группе?

12.        Стараешься ли отстаивать честь своей группы?

13.        Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?

14.        Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?

15.        Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

 

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N > 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень

педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 > N > 3

I – Начальный уровень трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II — Дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III — Особо трудные

N < 0

 

 

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

 

Изучение "трудных" учащихся

Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

 
Необходимые мероприятия для изучения "трудных":
      1. Выявление "трудных" учащихся, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
      2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в группе".
      3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
      4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам.
      5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

 

Карточка учета "трудного" учащегося.

1. Фамилия,  имя, отчество ребенка.

2. Дата рождения

3. Группа

4. Место жительства

5. Сведения о семье:

Состав:

Мать (Ф. И. О., место работы, должность)

Отец (Ф. И. О., место работы, должность)

6. Материально-бытовые условия

7. Краткая характеристика "трудного" учащегося.

1) Сопротивляемость педагогическим воздействиям:

     а) контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в отдельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует; постоянно конфликтует;

     б) отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейтральные; отчужденные; враждебные;

     в) реакция на педагогические требования:  доброжелательная; избирательная; нейтральная; враждебная;

     г) податливость педагогическим воздействиям:  обычная; противоречивая; высокая сопротивляемость.

2) Уровень социально - ценного жизненного опыта:

     а) опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий;

     б) характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрицательных поступков;

     в) опыт участия в  различных видах деятельности: всесторонний; специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий;

     г) требовательность к себе при неудачах: растерянность при неудачах; низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника.

3) Я - концепция личности (эмоциональный аспект):

     а) положительная: нравлюсь; способен; защищен;

     б) отрицательная: не нравлюсь; не способен; не защищен;

     в) аномальная: эгоистическая; агрессивная; ожесточенная.

4) Отношение к своим  недостаткам  и  негативным  (отрицательным) свойствам:

     а) требовательность: требовательность к себе всегда; требователен в главном, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требований коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует, к другим требователен;

     б) самокритичность:  объективно оценивает достоинства и недостатки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрослых и сверстников; поверхностная, случайная; не признает своих недостатков, придирчив и нетерпим к недостаткам других.

5) Уровень самоуправления поведением:

     а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует: да; нет; не совсем;

     б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная, для него, но важная для коллектива деятельность: да; нет; не совсем;

     в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества  работы: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле старших.

 

Приемы индивидуального воздействия

1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:

¨      раскрыть его возможности, умения;

¨      убедить в необходимости предстоящей работы;

¨      раскрыть перспективы его усилий;

¨      определить содержание конкретных видов труда.

2. Активизация волевой установки:

¨      глубокая мотивировка целей;

¨      разработка правил повседневного эффективного труда.

3. Одобрение первых успехов в деятельности:

¨      некоторое завышение оценки положительных  результатов  деятельности подростка;

¨      ситуация успеха.

4. Уважение самолюбия:

¨      подготовка специальных заданий;

¨      отдельное опрашивание;

¨      сообщение классу только положительных результатов его работы.

5. Подчеркивание неизбежности выполнения задания:

¨      точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;

¨      сочетание требовательности и доверия.

6. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:

¨      помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь").

7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:

¨      перестройка мотива;

¨      побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала – побуждение к выполнению принятого решения);

¨      конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде;

¨      привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов;

¨      ориентация на положительный опыт;

¨      подчеркивание доверия к подростку;

¨      побуждение к самоконтролю;

¨      положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища.

Hosted by uCoz